Размер шрифта:
Цвет сайта:
84-й театральный сезон

Большой театр кукол прилетел в Красноярск! (дневник гастролей)

22 апреля 2021
Сегодня утром в Красноярск из Санкт-Петербурга прилетели артисты и главный режиссер Большого театра кукол Руслан Кудашов. Уже завтра, 23 апреля, в 20.00 состоится открытие «Больших гастролей» антиутопией по знаменитому роману Евгения Замятина «Мы » на сцене Красноярского драматического театра им. А.С. Пушкина.

Организатором проекта «Большие гастроли» по поручению Министерства культуры РФ выступает Федеральная дирекция музыкальных и фестивальных программ ФГБУК «РОСКОНЦЕРТ». Под эгидой единого гастрольно-концертного плана программа «Большие гастроли» даёт возможность российским зрителям, живущим в больших и малых городах страны, познакомиться с лучшими образцами отечественного и зарубежного искусства. Обменные гастроли между БТК и Красноярским театром кукол состоятся с 23 апреля по 29 апреля - в Красноярске, с 28 апреля по 3 мая - красноярские артисты будут выступать на сцене БТК в Санкт-Петербурге. 

В Красноярске спектакли покажут сразу на двух площадках - непосредственно в Красноярском театре кукол и на сцене Красноярского драматического театра им. А.С. Пушкина. Полная программа с описанием ТУТ 

День 1. 

Практически сразу после прилёта артистам из Петербурга устроили экскурсию в Дивногорск с заездом на Красноярскую ГЭС и смотровую площадку «Царь-рыба». Артисты пришли в такой восторг от красоты красноярской природы, что Алесь Снопковский и Михаил Гришин решили покорить Енисей и, перекрестившись, окунулись в ледяную сибирскую реку. А у  «Царь-рыбы» загадали желания. Благоустроенная набережная Дивногорска тоже не оставила артистов равнодушными. 

В это же время в Красноярском театре кукол состоялась пресс-конференция, посвященная открытию обменных гастролей с Санкт-Петербургским Большим театром кукол. Во встрече с журналистами приняли участие начальник отдела театральных программ ФГБУК «РОСКОНЦЕРТ» Владимир Черкасов (в режиме онлайн), начальник отдела искусств министерства культуры Красноярского края Виталий Зацепин,  директор Красноярского театра кукол Татьяна Попова и главный режиссёр БТК Руслан Кудашов.

 - С этого года впервые за последние 30 лет подготовлен Всероссийский гастрольно-концертный план ведущих театров и национальных коллективов страны. Масштаб гастрольной деятельности растёт, бюджеты не сокращаются несмотря на непростой год. Министерству культуры РФ удалось сохранить финансирование в полном объеме. Появилось и новое направление - поддержка  негосударственных частных театров. Что касается Большого театра кукол -  это очень интересный государственный театр и красноярским зрителям очень повезло, что они увидят его спектакли. Тем более, ранее красноярцы принимали традиционный театр кукол - Театр кукол имени Сергея Образцова. А сейчас вас ждет большая удача - представления театра со своей неповторимой стилистикой, новым подходом к кукольному представлению, - рассказал Владимир Черкасов. 

По словам начальника отдела искусств министерства культуры Виталия Зацепина, он бы хотел отметить важность поддержки гастролей Министерством культуры Российской Федерации в лице учреждения «РОСКОНЦЕРТ», которая осуществляется уже на протяжении нескольких лет. Именно благодаря ей с 2017 года жители Красноярского края имеют возможность видеть лучшие коллективы России, а красноярские театры - посещать сценические площадки других городов. Это расширяет зрительскую аудиторию и знакомит её с лучшими спектаклями Красноярска и края. 

Обменные гастроли между Красноярским и Большим театрами кукол неслучайны - театры объединяет давняя дружба и партнерство.

 - На сегодняшний день БТК - один из лучших театров России. Это театр. который готов к творческим экспериментам, постоянно в поиске, который работает и по классике, и по современной русской, и по зарубежной литературе. Спектакли, которые привезли в этом году очень разные, но все их объединяет одно - глубокое прочтение художественного материала. Эти спектакли заставляют зрителя задуматься, чем они ценны и дороги. А наше сотрудничество началось в 2015 году, когда мы решили возобновить вечерний репертуар. Руслан Кудашов поставил первый спектакль для взрослой аудитории, и он с успехом идёт до сих пор. Кроме этого у нас много других совместных проектов и постановок,  -  поведала о театральном взаимодействии и дружбе Татьяна Попова. 

И в финале пресс-конференции Руслан Кудашов рассказал о каждом из девяти привезенных спектаклей. О том, что за 10 лет лет из постановки «Мы» ушла протестность, а на первый план вышла проблема человека, который всё больше исчезает для других. Об эксцентричности «ГАМЛЕТ. ШИРМА», где главный герой - это ширма, сам спектакль брутален и грубоват, а роль Офелии, как и все остальные, исполняют мужчины. В спектакле «Бармалей» весь реквизит рисуется и вырезается прямо на сцене из крафтовой бумаги, а сам Бармалей - это клякса. Для тех, кто хочется окунуться в простую мелодраматическую историю - премьерный спектакль «ТАНГО, упавшее в небо», в финале которого артисты приглашают зрителей потанцевать с ними романтическую милонгу. И конечно спектакли для детей - от мнимо простого номинанта на «Золотую маску» - «Колобка» до современной истории «Меня удочерила Горилла», которая в Питере завоевала множество поклонников, и истории о том,  как вообще глубинно правильно жить - «Почему деревья не ходят». Завершит гастроли постановка «Фрида», созданная во время лаборатории в БТК актрисой Надеждой Мошкиной. 

- Я всех с удовольствием приглашаю на спектакли, но хочу предупредить, чтобы вы немного были готовы к тому, что вы увидите в эти дни нечто иное. Это не совсем то, что привыкли в нашей стране представлять как «театр кукол». Большое спасибо за приглашение и за то, что мы оказались здесь, всем, кто поддерживает нашу возможность гастролировать и обмениваться опытом. И мы ждем в гости Красноярский театр кукол, который скоро будет гастролировать на нашей сцене. Это  прекрасно для нашей такой необъятной Родины, чью необъятность понимаешь, когда летишь несколько часов на самолёте, как мы сегодня утром, - пригласил красноярцев Руслан Кудашов.

 

День 2.

23 апреля началось  с просьб в социальных сетях: «Народ, у кого есть лишний билетик на открытие гастролей БТК?!». И пока красноярцы искали билеты, питерские артисты приехали на репетицию спектакля по антиутопии  «Мы» сцену  Красноярского драматического театра им. А.С. Пушкина и начали осваивать новую сцену. Настроение репетиции передано в видео Андрея Ковалёва.  

Артисты успевали пройти рисунок спектакля и дать комментарии  красноярским  журналистам.

В это же время на сцене Красноярского театра кукол режиссёр и актриса БТК Алена Волкова перед репетициями рассказывала о пантеистической сказке «Почему деревья не ходят» (режиссёр - Стефания Гараева-Жученко): 

 - Мне кажется, это спектакль о самоопределении, о своем месте и предназначении. Когда ты ищешь себя, ты можешь зайти немного не в ту сторону, но жизнь тебя направляет и возвращает в то русло, для которого ты рожден. Деревья не ходят, и в этом есть своя суть, свой смысл. Главная героиня поддается гордыне, получая способность ходить, некая высшая сила помогает ей вернуться к ее главной цели - расти. С одной стороны мы видим саморазвитие главной героини - ивы - она получает новые способности, когда решает оторваться от земли. Но тем же самым она себя и губит. И в этом смысл этой сказки - не нужно забывать во всех смыслах о своих корнях.

Вечером, в 20.00, зрители заняли свои места в Красноярском драматическом театре им. Пушкина, и спектакль «Мы» начался. Поначалу в зале раздавался шёпот: «при чем тут театр кукол?» . А потом за два часа красноярская публика получила совершенно новый опыт прикосновения к миру современного искусства кукол. Болванки на гапитах, символизирующие народ Единого государства искали, страдали, ходили строем, осуждали и выносили свои приговоры. 

«Я не помню, дочитывала ли я Замятина в школе,но помню что много раз начинала читать. Сюжет романа  Замятина «Мы» - здесь уложен в двух двухчасовое действо. Актёры в чёрном исполняют этюды с белым куклами - деревянными скелетиками (как фигурка из Икеи). Песни группы «Аукцион» контрастируют с классическими композициями. Белый мир математически выверенного Единого государства - белый куб в абсолютно чёрном пространстве.Ожидала ли я хорошей постановки? Да! Но получилось что-то сверх моих ожиданий. Очень классно!И в самое сердце!», зрительница Ира Билай.

«С одной стороны, это развитие любовной линии, когда у D-503 с подачи I-330 начинает  просыпаться душа. С другой, сама история про единое государство, где правит математический расчет. Судя по случившемуся сбою, не очень удачно. И, конечно, приковывает к себе внимание главный Благодетель в исполнении Михаила Ложкина. Такой нервный, как и музыка АукцЫона, немного клоунский персонаж, который ведёт за собой номера. Замятинский вариант Джокера получился...», зритель Андрей Мужщинский. 

Первые «Большие гастроли» в этом году открылись под громкие овации и крики «Браво!». Как рассказывал в интервью днём ранее главный режиссер БТК Руслан Кудашов, театр становится лекарством лишь тогда, когда происходит обмен энергией с залом, зал в это вечер был заворожен: кто-то искал аналогии с сегодняшним днем, у кого-то были слезы, кто-то выдыхал «надо срочно перечитать Замятина». И все выходили немного оглушенные весом пространства стерильного государства, которое удалось создать на сцене. 

В этот же день на остальные спектакли Большого театра кукол не осталось ни одного билета. С 23 по 29 апреля красноярских зрителей ждет немало новых впечатлений. 

День 3.

24 апреля встряхнуло и разделило мнения красноярцев о театре. Но, обо всем по порядку. 

Утром на сцене театра кукол для детей показали пантеистическую сказку «Почему деревья не ходят» режиссера, композитора Стефании Гараевой-Жученко. Спектакль основан на произведении Бориса Заходера и рассказывает о маленькой Иве, которая  вдруг замечает, что все вокруг прыгают и летают, ползают или бегают, и лишь она одна стоит на месте. Но Ива не знает, что ей уготован уникальный жизненный путь. Вместе с героиней спектакля дети совершают свои открытия про то, «почему надо пользоваться своими способностями и возможностями, а не зариться на чужие и не повторять бездумно то, что делают другие», как рассказала после спектакля 5-летняя зрительница Лера. 

А мы по секрету расскажем, что первым делом, приземлившись на самолете из Санкт-Петербурга актрисы Алена Волкова и Марина Хомутова отправились в национальный парк «Красноярские Столбы». А на следующий день, отыграв три спектакля, получив от детей-зрителей в подарок веточки вербы, перед полётом домой снова отправились покорять местные скалы за вдохновением от природы.

А вечером с Красноярском случился «Гамлет. ШИРМА». До спектакля его режиссер Руслан Кудашов предупреждал, что такое прочтение шекспировского произведения может стать для кого-то потрясением: грубая ярмарочная смеховая культура заметно сдвигает границы восприятия. Даже в самом Большом театре кукол есть те, кто так и не принял этот спектакль зап два года его существования. И после спектакля были разочарованные, не понимающие, почему Шекспир существует на сцене в таком виде, люди громко делились своим непониманием в очереди в гардероб. Но были те, кто почувствовал замысел режиссёра. 

«Ещё один Гамлет. На этот раз Гамля. Почти все действо на междометиях. Бы - не бы. Бла-бла-бла-бла. Не Бо! Cry, why, die... И все без лишних слов складывается в понятную историю. Мда, Питерский театр кукол меня потряс. Глазам было сочно интересно, ушам волшебно музыкально. Полтора часа транса. Так погрузиться в происходящее, такое происходящее)) может только шизофреник, подумалось. Даже заволновалась. Здорова ли я психически, что меня так это завораживает», - зрительница Катерина. 

«Да, это панковская интерпретация произведения Шекспира. К этому невозможно быть готовым. Готовым надо быть к тому, что мир меняется, хотим мы этого или нет, а искусство остается в авангарде этих изменений. Не стоит слишком серьезно относится к этому спектаклю, но и недооценивать глубину тоже не стоит. Мне кажется режиссер упростил произведение, регрессировав его до инстинктов, для того чтобы показать суть человеческую. Для того чтобы нам было видно выше чего мы должны прыгнуть. Но взлетая, не упускали из виду точку опоры. Таким «Гамлет» тоже может быть, может быть не для всех. Думаю если бы его смотрел Шекспир - он бы ржал в голос и аплодировал стоя», фотограф Александр.

Зрители на «Гамлет.ШИРМА» приезжали даже из Иркутска, и были вознаграждены за дальнюю дорогу - артисты и режиссер пригласили их за кулисы. И как кто-то подметил после: «если столько противоположных мнений, значит, интерпретация заслуживает внимания».






 

День 4. 

Воскресенье «Больших гастролей» БТК прошло под знаком детства. Сразу на двух сценах - в Красноярском театре кукол и Красноярском драматическом театре им. А.С. Пушкина - весь день шли постановки «Колобок» и «Бармалей». 

Самые маленькие радовались, когда в финале спектакля каждый получал свой колобок. 

«Мы впервые в театре и сразу попали на постановку питерского Большого театра кукол. Но чудеса начались сразу, как только мы вошли в двери театра кукол: сам он небольшой, но такой атмосферный, уютный. Ты  прямо с улицы, где гремят машины и автобусы, будто  сразу попадаешь в сказку. Открыл двери - и ты в Волшебной Шкатулке.   Нас с дочкой в театре встретили как почётных гостей. А какой интересный спектакль мы посмотрели! Шли на обычного колобка, а тут - огромное колесо-прялка, печка-валенок, бабка с дедом из рукавичек, лиса-хитрая особа из рыжего вязаного шарфика. такое все аутентичное, погружающее в совсем другое измерение. Моей Злате очень понравился зайчик-трусишка и музыка. А мне одинокий волк и добродушный упитанный медведь, что  великодушно предлагал маслица или медок. Спасибо театру из Петербурга за необычные впечатления!», Наталья, мама Златы, 6 лет. 

На сцене Театра Пушкина в это время дети и их родители хохотали над спектаклем «Бармалей». Мария Батрасова, Роман Дадаев и Дмитрий Чупахин рисовали красками, резали бумагу, сооружая из нее то животных, то самолёт, то костёр. Сам Бармлей возникал то живьём, то нарисованным черным пятном с горящими глазами.  Красноярские дети были в полном восторге. Но самое интересное, что в таком же восторге были их родители. Слыша со сцены любимое стихотворение детства Корнея Чуковского, они подпрыгивали на креслах, стучали ногами и громче детей кричали: ДААА! в ответ на вопрос «стоит ли поверить Бармалею». 

«Бармалей. Спектакль по мотивам бессмертного произведения Корнея Чуковского. Блокбастер для малышей, смешная и башнесрывательная постановка. Поразительная способность артистов войти с детьми в контакт на такой большой сцена как Театр им Пушкина. Ребятня ликовала, а я всю дорогу сдерживался чтобы не заржать, ведь я тоже читал Доктора Айболита в детстве и кино смотрел, и мультфильм. Но это просто нечто другое, это можно смотреть несколько раз даже взрослым, ну если в вас осталось что-то от ребенка», зритель Александр.

Настроение этого воскресенья в видеоотчете Андрея Ковалева.

А вечером, после того, как погасли огни сцены, артисты двух театров встретились на дружеском капустнике.

ДЕНЬ 5.

25 апреля с Красноярском случилось….танго. Зрителям очень повезло - пластический спектакль БТК «Танго, упавшее в небо» появился в репертуаре в декабре, то есть постановка премьерная. Создатели - режиссер Руслан Кудашов и хореограф Ирина Ляховская. По словам режиссера, эта полуторачасовая история без слов о познании мира: он далеко ушел от самого себя, и настало время вспоминать его основы. Судя по отзывам, каждый в этот вечер под музыку и в ритме танцев увидел свой новый мир, свой новый смысл.

 

«Танго - не про внешний эффект, хоть его и производит. Танцуют его не только юные, прекрасные и тонкие. Семейные и одинокие. Влюбленые и разочарованные. Толстые, немолодые, усталые люди - тоже. Приезжают в зал после всех работ, и выходят на паркет. И на те несколько минут, что они в объятиях партнера, - они живут вместе с музыкой, а усталости и одиночества нет.  «Танго, упавшее в небо» Санкт-Петербургский Большой театр кукол - спектакль пластический. Кажется, за все время не было произнесено ни слова. Но герои - жильцы дома престарелых, - рассказали в танце и движении истории встреч и расставаний, и историю 20 века. И то, что нас всех ждет в конце концов. Но после этого грустного финала был ещё один, когда актёры спустились в зал и пригласили зрителей на танго», зрительница Наталья.

«Мир фантазий влечет нас в будущее, а музыка и танцы делают прекрасным настоящее. Все остальное тлен, листок, сорвавшийся с дерева и падающий бесконечно долго на землю, но пока он летит, успей сделать хлопок одной ладонью и стать чище и светлее. А, ну и как обычно инстинктивная тема петербуржцев - отношения между людьми.  Возможно именно они делают нас человечеством, единой цивилизацией, несмотря на разногласия. В общем в этом весь БТК, Руслан Кудашов и вся команда театра», зритель Александр

.

День 6.

«Прогуляли контрошку по русскому. В своём детстве я себе такого никогда не позволяла. Я была приличным ребёнком. Поэтому теперь я прогуливаю контрольные дочери. Но причина более, чем оправдывает такие педагогические провалы: «Снежинка, которая не таяла» - постановка питерского Большого театра кукол по сказке литовской писательницы Витауте Жилинскайте. Тонкая, задумчивая, красивая сказка про самоопределение, поиск себя в этом мире, про сопротивление судьбе и про то, что все же сопротивляться ей не нужно. Отдельное спасибо многорукому Дмитрию Чупахину: его суетливый паук и голуби-хипхоперы - просто высший пилотаж! Многопланово, актуально, и смешно, и грустно, и потрясающе до глубины. Как всегда в Красноярском театре кукол. Даже не знаю, кому полезнее туда ходить: детям или взрослым!», - такой отзыв мы получили после вчерашнего показа спектакля про Снежинку, который срежиссировала Яна Тумина. 

А о том, какие чудеса происходят вокруг этой постановки, рассказала артистка Алёна Белова. 

День 7. 

28 апреля - предпоследний день «Больших гастролей» БТК на красноярской сцене. Но лирическую грусть мы оставили на вечер с «Фридой» и закрытие гастролей, а в этот день отлично повеселились на показах спектакля «Меня удочерила Горилла» режиссера Романа Бокланова.

Роман рассказал, что к спектаклю, совместно с фондом  «Родительский мост»,  в театре провели лабораторию, во время которой художники встретились с детьми, недавно принятыми в семью и после вместе с ними создали необычные книги. Каждая из них стала метафорой:  есть книга в виде кренделя, книга-альбом и другие. Они отражают личность каждого ребенка, его историю и характер, который нужно разгадать, ведь у каждой книги есть замочек.

«Меня удочерила Горилла» в питерском варианте оказалась озорной историей с рок-музыкой, погонями и шутками. А появление сверкающей Обезьяньей Звезды покорило детей-зрителей, которые не могли удержаться и не потрогать её.   

Но этот день запомнился не только показами спектакля. Те, кто был свободен в питерской труппе, отправились на экскурсию. Сначала гости заехали на Часовню Параскевы Пятницы, где сделали себе на память «счастливый пятак». А потом отправились в фан-парк «Бобровый лог»: прокатились на канатной дороге, покормили бурундуков, накупили сибирских сувениров. И рассказали, что сибирская природа всегда становится незабываемым впечатлением. 

 

День 8. (Завершение гастролей БТК в Красноярске)

Яркая, бледная, в белом, в красном, в бинтах, цветах, золотой пыли, яростная, нежная, послушная, бунтующая - в финальный вечер красноярских гастролей Большого театра кукол зрители увидели «Фриду» режиссёра Надежды Мошкиной. Этот вечер стал настоящим везением - в Петербурге билеты на спектакль о мексиканской звезде раскупаются за месяц до показа, несмотря на то, что спектакль идет уже второй год. 

 

«Спектакль Большого театра кукол из северной столицы. История, хорошо известная тем, кто смотрел кино, кто читал книги, интересуется живописью и Мексикой. Я не фанат её творчества, от слова «совсем». Но Фриде нельзя отказать в мужестве и безумном желании жить, любить и быть любимой. Спектакль смотрится на одном дыхании, игра актрисы Натальи Седовой держит в напряжении до конца. Конечно, в 45 минут невозможно уместить всю богатую на события жизнь этой яркой мексиканки. Но последняя фраза VIVA LA VIDA, начертанная на стекле, звучит как девиз, которому хочется следовать...Спасибо Красноярскому театру кукол что познакомили нас с Большим театром кукол из Санкт-Петербурга и да, запах арбуза теперь будет всегда ассоциироваться с Фридой и театром кукол»,  зрительница Евгения Степанова. 

«А вы знаете, что в театре кукол есть спектакли для взрослых? Да-да, если кто не знал, есть отличные спектакли «Хармс», «Мелкий бес». А сегодня мы ходили на гастроли БТК - спектакль «Фрида». Сегодня я получила культурный кайф, супер постановка, супер игра одного актера. Очень люблю творчество Фриды Кало, смотрела фильм и до сих пор под впечатлениями, а сегодня посмотрела спектакль. И скажу вам не зря мы сходили на Фриду. Спасибо БТК и Красноярский театр кукол. Вы лучшие», зрительница Евгения Соломатина. 

«Люблю БТК», «Красноярский Театр кукол удивил», «очень удачные гастроли, «приезжайте ещё в Красноярск», «такого Гамлета мы еще не видели» - всю неделю мы слышали отзывы от наших любимых зрителей. Мы рады, что вы прожили эту яркую неделю вместе с нами! И надеемся, что зрители из Санкт-Петербурга, где сейчас проходят гастроли Красноярского театра кукол, получат столько же удовольствия! 

 

Хотим поблагодарить тех, без кого бы эти гастроли не состоялись, и тех, кто был рядом - помогал и поддерживал:  

Министерство культуры Российской Федерации 

ФГБУК «РОСКОНЦЕРТ»   

Министерство культуры Красноярского края 

Красноярский драматический театр имени А.С.Пушкина 

Красноярское Отделение СТД РФ (ВТО) в лице Дома Актера 

Красноярский музыкальный театр 

Также благодарим наших друзей за информационную поддержку: 

«Культура 24»  

Телеканала «Енисей» 

«7 канал Красноярск» 

 ГТРК «Красноярск» 

8 канал 

ИА 1-LINE 

Городские новости.Красноярск 

«Комсомольская правда. Красноярск» 

«Наш Красноярский край»